Работы трех великих механиков —
Галилея, Гюйгенса и Ньютона—получили свое завершение в трудах ученых XVIII в. Открытый
в конце века Лейбницем и Ньютоном математический анализ достиг в трудах Эйлера
и Лагранжа совершенства и занял господствующее положение в математике, так что
автор «Аналитической механики» Лагранж написал свое сочинение без всяких
чертежей и объявил, что механика представляет лишь одну ветвь анализа. В связи с этим интересно отметить, что наиболее
распространенное название для математика XVIII в. было «геометр».
Что касается астрономии, то она по-прежнему в XVIII в.
оставалась ведущей наукой, занятия которой были обязательными для любого
большого математика. От рассмотрения динамики одной материальной точки
астрономы перешли к вопросам динамики твердого тела и планетной системы. Были
решены недоуменные вопросы о прецессии и приливах, о форме Земли, была
поставлена задача о движении трех тел. «Небесная механика» Лапласа показала,
что при помощи закона всемирного тяготения можно объяснить все детали движения
планет Солнечной системы за исключением лишь перигелия Меркурия; для получения
полного объяснения пришлось ждать теории относительности. Кроме того, Лапласом
были решены и другие вопросы; было доказано, что Солнечная система является
устойчивой.
В теоретической механике начиная с XVII в. появляется
необычная тема. Первым Галилей поставил вопрос о форме равновесия тяжелой
однородной нити; его решение было исправлено Гюйгенсом; в конце XVII в. было
доказано, что истинной формой является цепная линия. В XVIII в. вместо нити
изучают упругую струну; ее колебаниями занимается Даниил Бернулли; дифференциальное
уравнение в частных производных для колебания струны составляет Д'Аламбер;
в конце века. Лагранж дает общую теорию колебаний.
Кроме того, произошло и географическое расширение
культурной области; к западноевропейским странам присоединяется еще Россия.
Историю «Новой России» обычно начинают с Петра I и его
европейских путешествий. Конечно, с этого момента начинается очень интенсивное
(главным образом, техническое) преобразование старорусской жизни, но тем не менее было бы ошибкой не учитывать предшествующий
период — время царствования Алексея Михайловича Романова (1645—1676) и его
преемников. Наиболее выдающимся событием этого царствования была
русско-польская война (1654—1667), завершившаяся воссоединением Украины с
Россией. Это воссоединение устранило основную причину несогласия между двумя
восточными славянскими государствами и способствовало проникновению на Руси
украинской и отчасти польской культуры. Это влияние обнаруживается в переезде в
Москву ряда украинских деятелей (Феофана Прокоповича, Стефана Яворского), в
основании Славяно-греко-латинской академии, появлении в русской поэзии
польского силлабического стихосложения (Симеон Полоцкий), а в архитектуре — так называемого нарышкинского барокко (церкви в Филях, в Дубровицах и др.).
Конец XVII в. характеризуется усилением польского
влияния, при дворе появляются польские костюмы, переводятся произведения
польских ученых («Селенография» Гевелия) и старшие дети царя получают
классическое образование по польскому образцу.
Польско-украинское влияние не прошло незамеченным в
русском обществе: оно вызвало жестокую реакцию против «новшеств»; это был
раскол. Борьба между старой и новой церквями кончилась победой новой, но это
была Пиррова победа. В результате наиболее реакционные слои русского общества
ушли с политической сцены в подполье, а победившая «государственная» церковь
потеряла большую часть своего авторитета, так как всем было ясно, что победила
не новая церковь, а государство, и уничтожение патриархии при Петре I прошло
совершенно спокойно. Это падение авторитета русской церкви, управляемой «святым
духом, но в генеральском мундире», создало очень благоприятную почву для
развития русской науки, когда польско-украинское влияние сменилось
немецко-голландским.
В России в 1725 г. была открыта Петербургская Академия
наук. В числе приглашенных академиков были сыновья Ивана Бернулли Николай и
Даниил, а также принадлежавший к кругу Бернулли профессор Яков Германн; двумя годами позже в Петербург приехал и Л. Эйлер.
Он приехал в Россию в двадцатилетнем возрасте и
Академия наук, как он сам заявлял, была настоящей его наставницей в науке. Его
научная философия изложена им в «Письмах к одной немецкой принцессе»,
написанных около 1762 г. в Берлине по заказу Фридриха II. В России впервые они
были опубликованы в Петербурге в трех томах (1768—1772) и неоднократно
издавались в переводах на русский язык.
Эта философия имеет много общего с ломоносовской:
оба не верили в действие на расстояние, оба отвергали ньютоновскую
теорию истечения света. Это тем более важно, что оба великих человека хотя и
знали друг друга, но лично не виделись. Ломоносов приехал в Петербург в тот
год, когда Эйлер уехал в Берлин, а когда Эйлер вернулся в Петербург, то
Ломоносов уже умер; одинаковость их философских воззрений может быть объяснена
только одинаковостью той почвы, на которой они выросли. Если сравнить философию
Эйлера с существовавшими в его время воззрениями Ньютона, Лейбница и Декарта,
то, пожалуй, ближе всего она к философии Декарта.
На какой почве возникли основы той общеакадемической
философии, которую разделяли и Л. Эйлер и М. В. Ломоносов (1688 — 1768)?
В 1725 г. в Петербург приехал Жозеф Николай Делиль в качестве директора астрономической обсерватории.
Он был одним из наиболее старших академиков и очень активным в работе не только
по своей специальности, но и вообще в академической среде, особенно с молодыми
академиками»
Во время работы в Академии (до 1747 г.) он совершил в
1740 г. путешествие в Сибирь для наблюдения прохождения Меркурия перед диском
Солнца. Он много занимался работой по составлению карты; этим же занимались
Ломоносов и Эйлер, научная деятельность которых выдвинула Россию в число видных
стран.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Строительная механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Детали машин
Теория
машин и механизмов