Голушкевич Сергей Сергеевич
(1903
– 1956)
Сергей Сергеевич Голушкевич
родился в 1903г. в Минске в семье священника. Окончил среднюю школу в 1920г., инженерно-строительный
факультет Ленинградского политехнического института в 1928г., причем учебу в
институте С.С.Голушкевич совмещал с работой учителем.
Первая научная работа С.С.Голушкевича о линиях
влияния изгибающего момента в неразрезных балках была опубликована им еще в
студенческие годы (1925г.) в "Известиях ЛПИ" по представлению его
учителя академика Б.Г.Галеркина.
После института Сергей Сергеевич работал в
строительных организациях Ленинграда, в частности, в институте сооружений.
Одновременно с 1930г. С.С.Голушкевич преподавал
строительную механику в институте инженеров промышленного строительства сначала
в должности ассистента, затем- доцента. С 1939 года С.С.Голушкевич - преподаватель Высшего
инженерно-строительного училища военно-морского флота (старший преподаватель,
затем- профессор, начальник кафедры и полковник). С
1945г. по 1955г. Сергей Сергеевич Голушкевич по
совместительству возглавлял Кафедру Строительной Механики и Теории Упругости в
политехническом институте. Курс строительной механики
стержневых систем, разработанный С.С.Голушкевичем,
оставил глубокий след в педагогической деятельности кафедры и лег в основу
выпущенных уже после его смерти учебных пособий.
В работах Сергея Сергеевича Голушкевича гармонично сочетались инженерная и научная
мысль. Под его руководством разработаны проекты многих сооружений в Ленинграде,
в частности, здание Труболитейного завода, здание Дома Советов на Московском
проспекте и др.
Научные интересы С.С.Голушкевича
очень разнообразны. Важное место занимают исследования механики грунтов,
нашедшие отражение в его монографии "Плоская задача предельного равновесия
сыпучей среды", удостоенной премии им. академика Б.Г.Галеркина.
Работы С.С.Голушкевича,
посвященные расчету плит на упругом основании, нашли применение при расчете
ледового покрова Ладожского озера во время блокады Ленинграда. Он обеспечил
выполнение уникальной военно-транспортной операции - переправу колнны танков по льду озера. Обосновав минимально
допустимую толщину льда, С.С.Голушкевич сам
отправился через озеро на головной машине. Данная переправа оказалась первой
удачной операцией подобного рода за всю мировую историю военных кампаний
(например, попытка организовать аналогичную переправу из Швеции в Финляндию по
льду Ботнического залива во время Финской войны потерпела неудачу). Расчеты,
выполненные для этой операции, легли в основу докторской диссертации С.С.Голушкевича (1945г.).
Сергей Сергеевич Голушкевич
предложил очень практичный и красивый графический метод расчета статически
неопределимых балок и рам. К сожалению этот метод был
опубликован в 1937г. в виде научной статьи только в трудах Ленинградского
института промышленного строительства (вып.4), и поэтому мало известен даже
специалистам по строительной механике, тем более сейчас, когда графические и
графоаналитические методы расчета сооружений и конструкций уступили место
численным методам. Тем не менее, спустя годы после смерти С.С.Голушкевича,
последовавшей в 1956г., его ученики А.Я.Головин, И.А.Константинов и М.В.
Николаева опубликовали учебное пособие "Расчет статически неопределимых
балок и рам графическим методом С.С.Голушкевича"
(1972г.), оказавшееся очень полезным для студентов гидротехнического
факультета, изучавших строительную механику.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Строительная механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Детали машин
Теория
машин и механизмов