Де Кориолис Гаспар
Густав
(1792-1843)
Младшим современником Пуассона и
Пуансо был Гаспар Густав де Кориолис (Gaspard Gustave de Coriolis, 1792-1843). Он родился в Париже и по окончании
Политехнической школы учился в Школе мостов и дорог. В 1816 г. по предложению
Коши поступил в Политехническую школу репетитором по математическому анализу и
механике, а в 1838 г. был назначен директором учебной части школы. В 1836 г.
был избран в Парижскую академию наук. Работал главным инженером Консерватории
искусств и ремесел, профессором Школы мостов и дорог. В 1829 г. Кориолис
опубликовал работу «Вычисление действия машин», в 1844 г., после его смерти,
она была переиздана под названием «Трактат о механике твердых тел и о
вычислении действия машин». Это одно из первых сочинений, в которых методы
теоретической механики были использованы в области теории машин. Уже в середине
20-х годов XIX в. создание инженерной теории машин становится настоятельной и
очередной задачей, поставленной развивающимся машиностроением. Паровая машина,
которая к этому времени начинает занимать все более и более значительное место
в промышленной (а затем и в транспортной) энергетике, нуждалась в теоретическом
осмысливании как процессов преобразования тепла в механическую работу, так и
кинематики и динамики ее механизма. Почти одновременно над вопросами динамики
машин начали работать Понселе и Кориолис. Последний указывает в предисловии к своей книге: «Когда
книга была уже написана, Понселе прислал мне
литографированные лекции курса о машинах, читанные в школе в Метце, чем отнял у меня приоритет. Все же, мне кажется, что
будет полезно собрать и представить в иной форме все рассуждения, которые
относятся к такой важной науке, как теория машин». Большое значение Кориолис
придавал созданию терминологии. Он, в частности, ввел понятие работы, определив
его как величину действия силы на некотором пути. Развитие этого понятия и
составляет основное содержание теории машин Кориолиса. Учение о составных
частях машин Кориолис излагает следующим образом: «Большинство машин,
предназначенных для какого-либо производства, имеют в своем составе три части,
изучаемые в отдельности:
1. Часть, предназначенная
для отбора наибольшего количества работы от источника, поставляющего ее и для
преобразования этой работы в вид, пригодный для дальнейшей ее передачи. 2.
Часть, предназначенная для передачи работы к орудию, цель которого — выполнение
того полезного действия, которое желают получить от машины. 3. Наконец, само орудие».
Изучение части машины, целью которой является получение работы от
первоисточника, относится в основном к динамике. Изучение части,
предназначенной для передачи движения, является геометрической задачей, однако
в отношении способов уменьшения трения и прочих препятствий, уменьшающих
работу, оно принадлежит механике. Наконец, изучение орудий относится к
технологии; обычно оно не связано с механикой. Эти три части не имеют точных
границ; не все машины имеют их, иногда они взаимосвязаны так, что в машине
оказываются лишь две или даже одна часть; теоретически, однако, удобно
различать их». В работе рассматривается главным образом первая часть машины —
двигатель или приемник. Кориолис исследует уравнение движения машины в общем и в нескольких частных случаях. Кориолису
принадлежит важный шаг вперед в создании теории маховика. В рассмотренной
работе маховику посвящено лишь несколько замечаний, но изложены с достаточной
полнотой основы приведения масс частей механизмов с
постоянным соотношением скоростей к одному звену. В 1832 г. он опубликовал в
«Журнале Политехнической школы» мемуар, специально
посвященный важным вопросам динамики машин, в том числе теории маховика. В этом
мемуаре Кориолис впервые применил графические методы
к решению задач динамики машин; впервые же поставлена и решена задача о
движении механизма под действием заданных сил. В работе исследуется
коромысловая паровая машина. Кориолис находит здесь соотношения скоростей в
шарнирах, затем на основании закона виртуальных скоростей он находит соотношения
сил и строит диаграмму касательных усилий. Кориолису принадлежит также
известная теорема об абсолютном ускорении как о сумме трех составляющих:
относительного, переносного и добавочного (кориолисова)
ускорений. Необходимо заметить все же, что в частных случаях эта теорема была
высказана Эйлером и Клеро независимо друг от друга.
email: KarimovI@rambler.ru
Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
Строительная механика Сопротивление материалов
Прикладная механика Детали машин
Теория
машин и механизмов